Олесь Шишковцов

(перенаправлено с «Oles»)
Олесь Шишковцов
Oles.jpg
Имя:Александр
Отчество:Викторович
Фамилия:Шишковцов
Никнейм:Oles
Дата рождения:12 июля 1980
Место рождения:Конотоп, Сумская область
Страна:Украина
Образование:НТУУ «КПИ» (специалист)
Специализация:прикладная математика
Работа в GSC:весна 2000 — март 2007
Должность в S.T.A.L.K.E.R.:ведущий программист
Интересы:R&D

Александр (Оле́сь)[прим. 1] Шишковцо́в — бывший программист компании GSC Game World.

Биография[править | править код]

Детские и юношеские годы[править | править код]

Родился 12 июля 1980 года в Конотопе. Учился в физико-математическом лицее №2. В 1997-м году поступил в Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт» на специальность прикладной математики. В общежитии находился по соседству с другими будущими сотрудниками GSC: жил вместе с Андреем Коломийцем, в комнате напротив был Иван Веретянников, а этажом ниже — Сергей Иванцов. В 2002-м окончил обучение со степенью специалиста.

На одной из олимпиад по программированию Олесь познакомился с земляком Антоном Шевченко, который посоветовал устроиться на работу в компанию White Lynx, где занимался созданием нелегальных переводов для игр.

Карьера[править | править код]

White Lynx[править | править код]

На втором курсе университета, в 1998-м году, по совету Антона устроился на работу в White Lynx, где начал заниматься написанием трёхмерного движка: работал над его графической частью, искусственным интеллектом и работой по сети. Чуть позже к нему присоединился программист Александр Максимчук, который занимался всем остальным. Движок получил рабочее название wlynxengine: на нём началась разработка трёхмерного симулятора игры «Морской бой». Предположительно, игра была выпущена для игровых автоматов и ПК, но не получила известности. После началась разработка проекта Alien Logic — движок игры получил название X-Ray. Олесь занимался написанием полноценной системы движка для игры. Разработка проекта происходила нестабильно: разработка то останавливалась, то возобновлялась. В итоге её выход состоялся уже после ухода Олеся и Александра в 2000-м году.

GSC Game World[править | править код]

В 1999-м году у директора White Lynx начались финансовые проблемы, в связи с чем Олесь и Александр начали искать новую работу, не увольняясь из компании. За несколько месяцев они сделали техническую демо-версию сетевого шутера на своём движке. Поскольку у них не было собственного арт-контента, для демонстрации были взяты материалы из Quake III: Arena. Весной 2000-го программисты попытались устроится на работу в компанию GSC Game World. На собеседовании они показали свои наработки руководителю компании Сергею Григоровичу — ему понравился результат, и он принял их на работу.

На протяжении 1,5 лет вместе с Александром Максимчуком занимался разработкой движка, 25 декабря был собран первый известный SDK — "LevelBuilder v0.4" beta build Compilation date: Dec 25 2000.

4 января 2001-го года к разработке проекта присоединился 3D-художник Сергей Кармальский, который начал создавать собственный контент для проекта. 19 апреля была произведена первая[прим. 2] компиляция движка с уровнем Сергея и некоторыми другими ресурсами — сборка 749. Для сборки 756 была написана логика для управления вертолётом. Во время разработки возникла идея о реализации движка на игровую консоль Xbox — были переговоры с Антоном Большаковым, но в итоге работа над портированием так и не была начата.

Летом к проекту был подключен концепт-художник Алексей Мосейчук, который вместе с Сергеем Григоровичем вёл работы по концепции проекта на движке X-Ray. Команда узнала о концепции только после её окончательного выбора. Началась работа над демонстрацией, с использованием моделей Сергея Кармальского, Олесь и Александр Максимчук написали первые реакции искусственного интеллекта. В это же время появилось название проекта — Oblivion Lost (рус. «Утерянное забвение»). Начинается работа над локацией Demo для демонстрации на выставке ECTS, 27 августа компилируется сборка 788.

В 2001-м году Олесь отправился в Крым к родственникам, где узнал о некоторых интересных местах полуострова: Чернореченский каньон, Долина Привидений и Крымскую АЭС, что в дальнейшем повлияет на выбор концепции во время обсуждений. Примерно в это же время 3D-художник Денис Волченко придумал идею делать игру на основе романа братьев Стругацких «Пикник на обочине». В феврале его концепция была рассмотрена, в ходе обсуждения 3D-художник Андрей Прохоров с Олесем предложили изменить сюжет Стругацких: заменить пришельцев на аварию АЭС, как в Чернобыле, а место действия перенести в Крым.

Короче, Крым идеален для геймплея. Горы отсекут ненужную геометрию, что облегчит программирование, и сократят пространство открытых площадок, наполняя кадр. Там есть много играбельных мест, я их знаю по походам. Например, Чернореченский каньон, Долина Привидений. Центр событий должен быть на Казантипе, поскольку его очень хорошо знает молодёжь. Недостроенную Крымскую АЭС можно подробно отснять и превратить во вторую ЧАЭС. Кстати, она очень похожа на блок, который в Припяти взорвался.

Олесь

Григорович заинтересовался и в качестве пробы дал указание Сергею Кармальскому сделать пробный уровень, а Прохорову и Шишковцову собрать игровую сборку для демонстрации. Предположительно, этим уровнем был первоначальный Кордон с текстурированием и некоторыми моделями из Oblivion Lost концепции Мосейчука. Спустя некоторое время происходят ещё обсуждения и место действия переносится в Чернобыль, а вместе с этим меняется название с Oblivion Lost на S.T.A.L.K.E.R.: Oblivion Lost. В обоих проектах Олесь занимался разработкой ИИ, физики, звука, рендера, сетевого кода. Ближе к концу проекта основной специализацией стала графическая часть движка.

С 8 по 14 мая отправился в командировку вместе с другими сотрудниками на выставку E3 2004, где демонстрировались «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля» и «Казаки II: Наполеоновские войны».[ссылка 1]

В феврале 2006 года начались финансовые проблемы с Сергеем Григоровичем — многих сотрудников не устраивала низкая зарплата. После достаточно длительных переговоров Сергей отказался изменить условия, поэтому 13 марта 2006 года Александр Шишковцов, Александр Максимчук, Андрей Ткаченко и Андрей Прохоров основывают собственную компанию, 4A Games — она получила своё название в честь «четвёрки А» (все имена создателей начинаются на «А»). Но Олесь продолжал работать над «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля» по выходным вплоть до её выхода. Вместе с ними компанию покинули: Владимир Ефимов, Александр Павленко, Владимир Корунчак и Ольга Корунчак, Вениамин Туз.

4A Games[править | править код]

Перед разработкой были переговоры по поводу лицензирования движка X-Ray, но они не закончились успехом, поскольку условия со стороны Сергея Григоровича не устраивали команду 4A Games. В связи с этим, на основе учтённого опыта работы над X-Ray, началась разработка движка 4A Engine.

Нам тогда пришлось всё делать с нуля, что заняло достаточно много времени, но зато мы, зная все технические проблемы X-Ray, смогли выстроить хорошую архитектуру, что в дальнейшем позволило выйти на рынок консолей.

В компании Александр являлся техническим директором серии игр «Метро», занимался фактически всеми вопросами, относящимися к программированию. Команда компании не успевала разработать некоторые идеи, поэтому они лицензировали PathEngine, FaceFX и PhysX. К концу разработки «Метро 2033» занимался доработкой графического движка, портированием на консоли и последующей оптимизацией. В настоящее время продолжает работать в 4A Games.

Опыт работы[править | править код]

Проект Компания Дата разработки Должность Деятельность
Морской бой White Lynx 1998 Ведущий программист Движок: графический движок,
ИИ, сетевой код
Alien Logic 1998 — 1999
X-Ray GSC Весна 2000 — август 2001 ИИ, физика, звук,
рендер, сетевой код
Oblivion Lost Август 2001 — 20 февраля 2002
S.T.A.L.K.E.R.: Oblivion Lost 20 февраля 2002—10 марта 2004
S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля 10 марта 2004 — март 2007
Метро 2033 4A 11 января 2006 — март 2010 Технический директор Графический движок,
портирование, оптимизация
Метро: Луч надежды Март 2010 — май 2013
Метро 2033: Возвращение Май 2013 — август 2014
Metro Exodus Август 2014 — н.в.

Никнейм[править | править код]

Óles — транслитерация уменьшительной формы имени Александр.

Навыки[править | править код]

Языки программирования[править | править код]

Игровые движки[править | править код]

Контакты[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Интервью[править | править код]

Публикации[править | править код]

Галерея[править | править код]

Видео[править | править код]

  1. ^ Сам Александр предпочитает, чтобы его звали Олесем.
  2. ^ Предположительно.
Ссылки