Словарь

Материал из Zone Chronicles

Все незнакомые понятия, и их расшифровка.

Bat-файл или батник (сокр. от Batch) — текстовый файл, содержащий последовательность команд, предназначенных для исполнения их игровым приложением или иной программой. Чаще всего необходим для загрузки определенного уровня, графического рендера или других настроек. Использует расширение .bat или .cmd, реже .com.

Gamedata — файл (вида gamedata.xp* или gamedata.db*) или одноимённая папка, содержащая в себе все необходимые игровые ресурсы (то есть уровни, текстуры, скрипты, шейдеры и т. д.)

God-mode (англ. дословно Режим бога) — специальный режим игры, в котором главный герой не подвергается воздействию со стороны игрового мира. Обычно, под «режимом бога» понимается бессмертие персонажа, но иногда в него включаются и другие составляющие (возможность «ходить сквозь стены», бесконечные патроны, бесконечные деньги и т. д. и т. п.) Обычно этот режим используется при отладке игры, в финальной версии он отключается. Переход к режиму в серии игр S.T.A.L.K.E.R. осуществляется вводом команды g_god on через командную консоль, но работает он только в промежуточных сборках.

HUD (аббр. от англ. Head-Up Display) — термин, который обозначает часть графического интерфейса пользователя, служащего для отображения важной информации во время игрового процесса.

NPC, НПЦ, НПС или «непись» (аббр. от Non-Player Character — неигровой персонаж) — в компьютерных и настольных ролевых играх персонаж, управляемый программой.

R1 и R2 (сокр. от Render) — шейдерные надстройки и библиотеки для графического движка X-Ray, необходимые для правильного формирования изображения на экране. R1 поддерживает набор инструкций DirectX8.1 API и шейдерную модель версии 1.0-1.4, второй, соответственно, DirectX9.0 API и SM 2.0-3.0.

SDK (аббр. от англ. Software Development Kit) — комплект средств разработки, который позволяет специалистам по программному обеспечению или модмейкрерам создавать приложения для определённого пакета программ, программного обеспечения базовых средств разработки, аппаратной платформы, компьютерной системы, видеоигровых консолей, операционных систем и прочих платформ.

Полный состав SDK для игр серии S.T.A.L.K.E.R.
Полный состав SDK для игр серии S.T.A.L.K.E.R.; в зависимости от варианта для каждой конкретной сборки список отличается:
  • Actor Editor — редактор анимаций;
  • Coordinator — инструмент, связанный с компиляцией локации на нескольких компьютерах, связанных локальной сетью;
  • Dialog Editor — редактор диалогов;
  • Level Editor — редактор уровней;
  • Particle Editor — редактор партиклов;
  • Postprocess — редактор пост-процессов;
  • Postprocess Editor — возможно, то же самое что и Postprocess;
  • Shader Editor — редактор шейдеров;
  • Stings Tool 2 — инструмент, связанный с конвертированием txt- и xml-файлов;
  • Texture List — инструмент для работы с xml-файлами, отвечающими за текстуры;
  • Translator — инструмент для локализации;
  • QVis — инструмент для просмотра файлов *.smf;
  • agent — инструмент, связанный с компиляцией локации на нескольких компьютерах, связанных локальной сетью;
  • prefetch — ?;
  • xrAI (Artificial Intelligence) — компилятор ИИ-сетки;
  • xrCompress — инструмент для работы с ресурсами и их архивами;
  • xrDO_Light (Detail Objects) — компилятор детальных объектов;
  • xrLC (Level Compiler) — компилятор геометрии уровней;
  • xrScriptDbgIde — инструмент, связанный с отладкой скриптов;
  • xrStatisticConvert — инструмент для конвертации сетевой статистики в формат, понимаемый веб сервером

Баг (англ. bug — жук) — жаргонное слово, обычно обозначающее ошибку в программе или системе, которая выдает неожиданный или неправильный результат. Большинство багов возникают из-за ошибок, сделанных разработчиками программы в её исходном коде, либо в её дизайне.

Бины (от англ. Bins — досл. закрома) — исполнительные библиотеки и файлы, необходимые для запуска и работы приложения. Часто используются в контексте отсутствия каких-либо иных ресурсов (например, gamedata или rawdata), без которых запуск возможен, но бесполезен — работать как приложение с трёхмерной графикой сборка не будет.

ГГ (аббр. от главный герой) — протагонист, то есть персонаж управляемый игроком.

Демо-запись — в серии игр S.T.A.L.K.E.R. это специальный режим, во время которого можно создать запись движения камеры. Отличие этого режима от обычной видеозаписи заключается в том, что изображение при воспроизведении создаётся в реальном времени, неизменной остаётся только траектория камеры. То есть, если согласно игровому времени сейчас ночь, во время воспроизведения демо-записи будет ночь. Если в момент воспроизведения, в игре в поле зрения камеры пройдёт НПС, то его будет видно.

Детейлы (англ. details) — различное динамически генерируемое наполнение локации (мелкий мусор, листва, трава).

Камера — условно представляемое устройство видеозаписи, информацию с которого игрок видит на мониторе. Грубо говоря, это точка из которой происходит обзор трёхмерного пространства. Обычно камера привязана к «глазам» персонажа, но существуют режимы, в которых можно свободно управлять положением камеры. В серии игр S.T.A.L.K.E.R. такой режим называется режимом «демо-записи».

Квест (англ. quest) — задание полученное от NPC. За его выполнение персонаж получает вознаграждение в виде денег и/или предметов.

Лут (англ. loot) — совокупность предметов, которые игрок получает во время игры (торгуя, убивая врагов, и т. п., а также в награду за выполнение квестов).

Модмейкер или моддер (сокр. от англ. Modification making — создание модификации, не путать с «Модераторами») — как правило, любитель или группа любителей, занимающиеся созданием неофициальных дополнений или модификацией уже существующих ресурсов при помощи SDK и\или других программ и инструментов.

Партикл (от англ. particle — частица) — способ представления трёхмерных объектов, не имеющих чётких границ (например, облако или струя пара). При таком способе, объект представляется как конечное количество частиц, имеющих определённые свойства (скорость, цвет, траектория). В ходе существования объекта, каждая частица меняет свои свойства.

Скайбокс (англ. sky box) — трёхмерная модель в виде куба (или прямоугольного параллелепипеда), на внутренней стороне которой накладывается текстура неба. Привязывается к камере, то есть в игре увидеть скайбокс со стороны невозможно. Также под термином «скайбокс» подразумевается текстура, накладываемая только на верхнюю и части боковых сторон модели «скайбокса».

Скайдом (англ. sky dome, не путать с понятием «скайбокс») — текстура, накладываемая на все шесть сторон модели «скайбокса».

Террейн (англ. terrain) — обозначение трехмерной модели или текстуры (а иногда их вкупе) ландшафта игровой карты.

Триггер (англ. trigger — спусковой крючок) — в компьютерных играх это программный код, предназначенный для выполнения скрипта, если какой-либо игровой объект входит в специальную зону, или приближается к специальной точке на определённое расстояние. Обычно, игровым объектом является главный герой.

Фича (от англ. feature — особенность, необычное свойство) — сленговое обозначение каких-либо необычных признаков какого-либо явления. «Фичей» могут выступать необычные программные возможности, особые функции, что-либо, что привлекает особое внимание.

Шейдер (англ. shader) — программный код, используемый в трёхмерной графике для окончательной обработки объекта. При помощи шейдера, например, можно создать рельеф кирпичей на плоской стене.

Примечание: данная версия статьи — не конечная, словарь будет пополняться новыми терминами и их расшифровками.