Аномалии

Материал из Zone Chronicles
(перенаправлено с «Аномалия»)

Аномалии — небольшие участки Зоны, в которых серьёзно изменены привычные человеку физические законы. Аномалии производят артефакты — различного рода предметы с уникальными свойствами, за которыми ведут охоту сталкеры.
Аномалии, наряду с мутантами, являются ключевой чертой, отличающей Зону от остальной поверхности планеты Земля.

Аномалия Электра В тоннеле под Ж\Д насыпью на Кордоне

Общие сведения[править | править код]

Стоит помнить, что возле аномалий зачастую либо крайне горячо, либо воздух полон ядовитых газов, либо же просто высокий радиационный фон. Пси-пробой я, пожалуй, упоминать не буду. Всё зависит от самих аномалий: «Жарка» это, «Газировка», «Электра» или, не приведи судьба, что-нить из гравитационных... Бывают ещё и подвижные аномалии, но о них разговор особый.

Из разговора с Лоцманом.

Происхождение аномалий тесно связано с происхождением самой Зоны. Объяснить причины их возникновения и механизмы их работы можно, лишь достоверно разобравшись в механизмах возникновения и функционирования Зоны как таковой. Размеры большинства аномалий не превышают нескольких квадратных метров и они могут встречаться как поодиночке, так и группами, иногда, очень крупными. В последнем случае, аномалии могут серьёзно менять рельеф местности[1].
Практически все аномалии опасны как для человека, так и для мутантов: при контакте они наносят организму серьёзные, часто смертельные, повреждения. Характер этих повреждений — самый разнообразный:

  • Гравитационные аномалии, такие как «Трамплин» или «Карусель», наносят мощный удар или затягивают жертву, сплющивая или разрывая её.
  • Электрические аномалии, такие как «Электра» или «Тесла» наносят удары электрическим током.
  • Химические аномалии, такие как «Холодец» или «Газировка» наносят химические ожоги кожи и лёгких.
  • Растительные аномалии, такие как «Жгучий пух» или «Ржавые волосы», зачастую, наносят те же химические ожоги.
  • Термические аномалии, такие как «Жарка» или «Комета», как ясно из названия, опасны высокой температурой и чреваты ожогами.
  • Очаги Пси-излучения вне зависимости от происхождения могут повлечь за собой как нарушения зрения и слуха, так и привести к зомбированию человека.

Защититься от аномального воздействия сталкер может тремя способами:

  • Выбор соответствующей и\или последующая модификация экипировки. В «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля» игрок не мог сам проводить модификации костюмов, а лишь мог найти уникальный образец, например, Комбинезон «Свободы» М2. В последующих играх серии, игрок сам мог улучшать экипировку у техников на базах сталкеров и группировок.
  • Снаряжение различными артефактами, нивелирующих тот или иной тип аномального воздействия. Например, в «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо», чтобы выбраться из шахт Рыжего леса игрок может одеть на пояс артефакт «Ломоть мяса», который снизит урон, получаемый от химических аномалий.
  • Употребление специализированных медицинских препаратов. Это средство появляется только в «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти». Например, препарат «Пси-блокада» поможет снизить урон от Пси-излучения на непродолжительное время.

Существует два типа аномалий по признаку мобильности:

  • Статичные - подавляющее большинство.
  • Подвижные - например, «Тесла», которая перемещается строго по замкнутой траектории[2]. Частным случаем подвижных аномалий можно считать «Электру», которая, изредка, может перемещаться[3], например, в подземельях НИИ «Агропром».

Помимо аномалий, наносящих физический или ментальный урон, существует и условно безвредные аномалии, например, «Телепорт» и «Пространственный пузырь», оба из которых перемещают человека в пространстве без вреда для здоровья. Так же к условно безвредным можно отнести аномалию «Лифт», которая представляет из себя локальную область с нулевой гравитацией.
Количество и мощность аномалий постепенно растёт с юга на север Зоны: на Кордоне аномалий гораздо меньше, чем, например, на Радаре.

... На Кордоне мы сейчас. За армейским блокпостом - внешний мир, а дальше уже Зона. Тут ещё мало что о ней напоминает: аномалий мало, артефактов почти никаких, монстров и то редко встретишь...

Волк о Кордоне

Так же на количество аномалий могут влиять сильные Выбросы - этот момент был одним из важнейших в сюжете «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо». Так, аномалии исчезли на подступах к Лиманску, за который вели борьбу группировки.

Выброс ослабил аномальную активность на Болотах и сюда набежало столько бандитов и прочего дерьма, что, глядишь, завтра с утра их лагерь будет уже прямо у нас под носом.

Лебедев о текущей ситуации на Болотах

А сейчас вон всем новостям новость образовалась: говорят, открылись проходы к неизвестным участкам! Там ведь все эти годы нога человеческая не ступала, а теперь аномальная активность снизилась, так что пробраться можно. Представляешь, что это значит? Новые места - значит, новый хабар, может, вообще никем ещё не виданный! И всё к старому Сидоровичу потечёт. Будет мне копеечка на старость...

Из разговора с Сидоровичем во время событий «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо»

Время от времени в Зоне появляются новые аномалии - так, во время событий «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» сталкеры впервые столкнулись с аномалией Пространственный пузырь.

Обнаружение[править | править код]

Осторожней! Ты рядом с аномалиями. Используй болты, чтобы определить их границы.

Наставления Сидоровича Меченому

Некоторые аномалии можно обнаружить визуально: «Жгучий пух», «Холодец», «Электра» хорошо видны в любое время суток. Гравитационные аномалии можно опознать по дрожанию воздуха, летающим вокруг листьям или мусору. У многих аномалий есть так называемые «постэффекты» - в непосредственной близости от аномалии, наблюдаются нарушения зрения: колоризация изображения, изменение его яркости, рябь, шум.
Помимо визуальных признаков, многие аномалии издают характерные звуки, ориентироваться в которых можно только практическим путём. Звуки аномалии издают не только в состоянии покоя, но и при попадании в зону действия инородных тел, причём звуки в последнем случае гораздо громче и могут быть слышны на большом расстоянии.
Самый простой и надёжный способ обнаружить аномалию и «прощупать» её границы — кинуть перед собой несколько болтов. Существуют и разного рода детекторы, которые сообщают о наличии аномалий звуковым сигналом или показывают их точное расположение на своём экране.

Артефакты[править | править код]

Основная статья - Артефакты

Большинство аномалий производят артефакты. Механизм этого явления достоверно не изучен. Согласно наиболее распространённой версии, артефакты — это остатки органических и неорганических веществ, попавших под аномальное воздействие.
Известно, что разные аномалии производят разные артефакты. Верно и то, что один вид аномалий может порождать сразу несколько артефактов, свойства которых могут быть как близки (например, «Кристалл» и «Огненный шар» у «Жарки»), так и отличаться (например, тот же «Кристалл» и «Пламя» у той же аномалии).
В сетевой игре из артефакта можно получить родительскую аномалию, активировав его.

Концепция аномалий[править | править код]

Сама идея аномалий была позаимствована разработчиками из повести Стругацких «Пикник на обочине», где аномальные образования так же являлись особенностями Зоны. В отличии от «Пикника», в игре S.T.A.L.K.E.R. аномалии не все смертельны, почти все могут реагировать на посторонние предметы и в целом, их опасность несколько ниже, чем у идейного прародителя.
На протяжении разработки, концепция аномалий несколько менялась.
В ранних сборках «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля» аномалии порождали артефакты после попадания в неё инородного тела[ссылка 1]. После[4] от этой механики отказались в пользу другой - аномалии порождали артефакты по внутриигровому таймеру спустя продолжительное время[5]. Сами аномалии располагались на локациях довольно разряжённо, по всей площади и игрок искал артефакты везде, так как они были видимы глазу и, зачастую, хорошо заметны.
В «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» и далее артефакты стали невидимыми и для их обнаружения необходимо достать и включить детектор. В это время, у игрока свободна только одна, правая, рука, в которой он может держать болт, нож, либо пистолет, что снижает его потенциальную огневую мощь. И для того, чтобы игроки не ходили постоянно с детектором в руках, артефакты теперь нужно искать в крупных скоплениях аномалий, например, в Плавнях. Разработчики желали сделать аномалии более уникальными, а поиск артефактов более увлекательным.[ссылка 2] Называть подобные скопления аномалий архианомалией или каким-то иным словом некорректно - данный термин не встречается ни в одном игровом тексте.
Из за того, что аномалии теперь располагаются скоплениями в нескольких местах на локации, передвигаться по Зоне стало гораздо безопаснее. Но в самих скоплениях аномалий нахождение и перемещение стало более опасным из за того, что аномалии меняют своё положение после Выброса[6]. Карты аномальной активности представляют ценность и могут служить товаром:

... Работали мы с военными, всё шло как по маслу: мы им деньги, они нам оружие. Иногда информацию сливали о новых скоплениях аномалий...

Из диалога с Валерьяном

Наличие артефактов возле скоплений аномалий не являются строгим правилом:

Иногда не обязательно в аномалии лезть, чтобы артефакт найти! Мне историю рассказывали, как артефакт посреди чистого поля нашли. У одного сталкера детектор барахлил, он и решил аккумуляторы сменить. Сменил... и тут детектор вдруг срабатывает и мужику чуть ли не в руки вылетает артефакт! Прикинь, как повезло? Зона - она такая: бывает, накажет, а бывает, что и одарит.

Из диалога со сталкерами о том, «где можно найти артефакты»

Подтверждением этих слов является, например, артефакт «Бенгальский огонь» возле Лесничества на Затоне - в радиусе 150 метров нет аномалий.
Так же, в «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» были впервые введены зоны с повышенной температурой воздуха или загазованной атмосферой, которые являются результатом скоплений термических, либо химических аномалий соответственно[7].
В «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти» все вариации аномалии (сильная, средняя, слабая) наносят одинаковый урон - с точки зрения разработки это объясняется тем, что заключительная часть трилогии отличается упрощением целого ряда механик, что способствовало ускорению и большему контролю сроков разработки:

Мы с Русланом и Петрухой Душинским расписали документацию по всему проекту, в мелочах, от начала до конца. Кроме, разве что, путепровода. А потом наши дизы[8] сели и по документам всё сделали. Это было очень чётко с точки зрения менеджмента, но просто изничтожило дизов. После проекта большинство просто ушло из геймдева.
Если я бы делал снова, я бы лучше сделал не настолько хороший проект, но сохранил бы креативность и мораль дизов.

Геймдизайнер Андрей Верпаховский

  • В дизайнерских документах «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти» несколько раз упоминается[источник 1][источник 2] fireball_psy или же Пси-фаербол, исходя из названия которой можно предположить, что это была бы родственная «Комете» аномалия с Пси-уроном.
  • Во время событий «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти» Профессор Герман разрабатывал теорию корреляции Выбросов и появления артефактов в аномалии для точного прогнозирования следующего Выброса. Для этого Дегтярёв расставлял сканеры возле скоплений аномалий, которые собирали обширную статистику.
  • Согласно сталкерским байкам, артефакт «Компас», при наличии определённых навыков обращения, способен выводить человека из аномальных скоплений любой плотности.
  • Согласно другим байкам, некоторые люди могут чувствовать аномалии без каких-либо детекторов - такими людьми интересовался Чехов.

... Вот, например, одно из направлений, по которому мы собираем информацию, - сталкеры, которые интуитивно чувствуют проявления Зоны. Некоторые никогда не носят с собой приборов и оружия: вроде как оружие и электроника раздражают Зону и она начинает натравливать монстров и подсовывать аномалии на дороге. А человеку достаточно собственных способностей, чтобы уверенно себя здесь чувствовать. Почти каждого Зона покорёжила так или иначе, но они выжили и приобрели некие способности. Кто знает, как путь среди смертельных аномалий найти, кто из самой непролазной чащи без компаса выбраться может, а кого твари стороной обходят. Я слышал, один такой на Агропроме поселился.

Чехов

  • Одной из причин провала операции «Фарватер» явились устаревшие после Выброса карты аномальной активности.
  • Один из идеологических конфликтов между группировками «Долг» и «Свобода» заключается в том, что первые стараются уничтожить Зону, а вторые изучить и в аномалиях видят потенциальный научный прорыв.

Я считаю, Зона - невероятный шанс для науки, для всего человечества. В течение стольких лет она поставляет артефакты, совершенно фантастические материалы для исследований, и их становится всё больше. А аномалии? Такие возможности для экспериментов невозможно создать ни в одной лаборатории! Я уверен: ещё несколько лет, и благодаря исследованиям Зоны произойдет качественный скачок в науке, во многих отраслях хозяйственной деятельности человечества. Это ощутит даже тот, кто не умеет как следует пользоваться мобильником.

Из разговоров с рядовыми Свободовцами

  • Технически, обыкновенный костер и мина реализованы как аномалии.

Галерея[править | править код]

См. также[править | править код]

  1. ^ Примеры можно встретить после «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо»: например, аномалии «Разлом» или «Рубец»
  2. ^ В дизайн-документах отменённого «S.T.A.L.K.E.R. 2» планировалось, что подобные аномалии станут реагировать на близко расположенные живые существа, меняя свою траекторию в сторону последних.
  3. ^ Технически, имеется N аномалий, таймеры включения которых настроены таким образом, что в момент, когда выключается первая аномалия, активируется вторая и так далее по кругу.
  4. ^ Указать когда, в какой именно сборке
  5. ^ Узнать время и механику, порождаются ли артефакты на релизе ТЧ
  6. ^ Технически, это реализовано следующим образом: разработчики расставляют N аномалий в редакторе и в конфигурационном файле указываются несколько слоёв, в каждом из которых записаны вразнобой часть из N аномалий. После очередного Выброса активируется лишь один из слоёв, что и создаёт иллюзию перемещения аномалий, хотя на самом деле, одни аномалии активируются, другие, выключаются.
  7. ^ Технически, является большой зоной, схожей с радиоактивным очагом: при нахождении в ней, сталкер, либо мутант, получает постоянный небольшой урон, соответствующий природе аномалии.
  8. ^ Гейм-дизайнеры, сокр.

Источники[править | править код]

  1. ^ scenario\Materials\Anomaly names.xlsx
  2. ^ Anomalies vs outfits.xlsm, страница "Anomalies"

Ссылки[править | править код]

  1. ^ Аномалия «Торрид». YouTube. (начиная с 0:50)
  2. ^ Игромания S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky - Создание. YouTube (2008). (начиная с 7:24)